Сопротивление сталинизму

index

Сопротивление сталинизму

Православная церковь.



Условно сопротивление здесь можно разделить на сопротивление в легальной церкви и в нелегальной. Граница условная, т.к. через неё переходили в обе стороны: из легальной церкви при усилении гонений уходили в тайную, "катакомбную", а из тайной при возможности священники выходили на открытое служение. Один и тот же священнослужитель мог быть в подпольной и легальной церкви в разные периоды своей жизни, а некоторые даже делали это одновременно. Но всё же сохраним это разделение, т.к. с ним легче понять ситуацию. Ещё, на всякий случай, напомню, что борьба с "обновленчеством" и протест против изъятия церковных ценностей были до 1924г., и не входят в тему сайта.

Легальная церковь.


В 1925г. умер законно-избранный на Всероссийском Поместном соборе патриарх Тихон. Вскоре во главе церкви встал заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). В 1927г. под нажимом ГПУ он принимает Декларацию о сотрудничестве с властями, которая фактически ставит церковь под контроль ГПУ. С этого времени все церковные назначения происходят только с одобрения властей. Но многие митрополиты не принимают эту декларацию и выступают за независимость церкви, против действий мит.Сергия. Сергий запрещает их в служении, они не подчиняются и разрывают все отношения с ним. За этим чаще всего следуют аресты. ГПУ полностью разгромило церковную оппозицию. К 1932г. в СССР не осталось несергианских церквей. Уцелевшие священнослужители перешли в "катакомбную" церковь.

Формы сопротивления в легальной церкви:

1. Верующие противились закрытию церквей

Защищали свою церковь и священников: писали письма против закрытия церкви, дежурили около неё, охраняли своего батюшку. В основном это было до 1924г., но встречалось и после.
Пример 1:

  • В Воронежской обл. служил архиепископ Петр (Зверев). На его проповеди собиралась масса народа, и власти были недовольны. Но прихожане выделили группу для защиты арх.Петра, которая охраняла его день и ночь. А когда арх.Петра вызывали в милицию или ГПУ, собиралось до 300 верующих, которые сопровождали его и ждали у дверей, требуя освобождения. В его защиту устраивали акции протеста, писали в партийные органы, была даже телеграмма от имени рабочих в адрес ХV партконференции. С января по ноябрь 1926г. длилось это противостояние верующих и властей. Но в ноябре арестовали арх. Петра и целую группу его активных защитников и дали всем разные сроки.
Источник:
  1. Осипова И.И.Обзор следственных дел по "контр-революционным организациям ИПЦ" в Воронежской обл. 1930-1951. http://www.histor-ipt-kt.org/DOK/Voronej/obzor-vor.doc
Пример 2:
  • В Ленинграде в марте 1928г. прихожане Стрельнинской Спасо-Преображенской церкви написали заявление в ОГПУ, прося освободить арестованного настоятеля церкви о.Измаила (Рождественского).
Источник:
  1. Шкаровский М.В.Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. С.-Петербург, 1999 (в конце книги, там, где приводит документы).


2. Не подчинились Декларации митрополита Сергия

И перешли к нему в оппозицию многие священнослужители. Важно, что среди них были и те, кого патриарх Тихон назначил своими прямыми заместителями (митр.Кирилл (Смирнов), митр.Агафангел (Преображенский), митр.Петр (Полянский)). Самой большой группой оппозиционеров была группа "иосифлян" (митр.Иосиф (Петровых), еп.Серафим (Самойлович), еп.Евгений (Кобранов), еп.Алексий (Буй) и др.). Они подписали "отделение" от митр.Сергия и прервали с ним всякие сношения. Кроме "иосифлян" было много других епископов и священников (архиеп.Андрей (Ухтомский), архиеп.Феодор (Поздеевский), еп.Виктор (Островидов), еп.Арсений (Жадановский) и многие, многие другие). Они служили по-прежнему, не выполняя указаний митр.Сергия (о поминании властей и не поминании репрессированных священников, о запрете благотворительности в церкви и т.д.) Они не подчинились его запрету в служении, хотя за этим почти наверняка следовал арест.
Подробнее:

  1. Декларация митр.Сергия (текст) http://www.sedmitza.ru/lib/text/440043
  2. Шкаровский М.Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение//Русская Православная церковь в ХХ веке.Материалы конференции.Петрозаводск, 2002. http://vishegorod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=178
  3. Мазырин А.Ярославская оппозиция митр.Сергию (Страгородскому) и митрополит Агафангел (Преображенский)//Вестник ПСТГУ II:История.История Русской Православной церкви.2006, вып.3 (20),с.71 http://pstgu.ru/download/1167067807.Mazyrin_2_3.pdf
  4. Протоколы допросов Иосифа (Петровых) (и примечания к ним) http://ipckatakomb.ru/home/ob-istinno-pravoslavnoj-tserkvi/574-protokoly-doprosov-mitropolita-iosifa-petrovykh.html


3. Уходили в подпольную церковь

И часто на нелегальное положение.
Пример 1:

  • В Воронежской обл. после арестов и разгрома "буевцев", последователей еп. Алексия (Буя), священник Иоан (Скляров) и иеромонах Антоний (Гирчев) ушли на нелегальное положение и проводили службы в тайных церквях, постригали в монахи и т.д. Их арестовали только в 1945г., оба заявили, что они - "буевцы". В Воронежской обл. уходили в подполье и другие последователи еп.Алексия (Буя).
Подробнее:
Пример 2:
  • Многие "иосифляне", оказавшись в ссылках, проводили тайные службы в домах, постриги, тайно окормляли свою паству. Например, мит.Иосиф (Петровых), арх.Серафим (Самойлович), еп.Сергий (Дружинин) и др.
Подробнее:
  • см. о них ниже в списке.
Пример 3:
  • Арх.Андрей (Ухтомский) в 1920х гг. тайно организовывал "катакомбную" церковь в Уфе, продолжая открыто служить.
Подробнее:
  • см. ниже в списке о нем.


4. Не отрекались от веры

Не выдавали других верующих и священников на допросах, не признавались.
Пример 1:

  • Мит.Кирилл (Смирнов), арх. Димитрий (Любимов), еп.Сергий (Дружинин) и многие другие не признавались и не называли других на допросах.
Подробнее:
  • см.о них ниже в списке.
Пример 2:
  • Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) несколько раз отвергал предложения отказаться от сана, если ему сократят ссылку или помогут в других делах. Не признавался и не называл других на "конвеерных" допросах в 1937г.
Подробнее:
  • Кассирский И.А. Воспоминания о профессоре В.Ф.Войно-Ясенецком//Наука и жизнь, 1989,№5 http://www.opvr.ru/museum_2.htm
  • Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография.М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 1999 http://www.wco.ru/biblio/books/luka2/main.htm
  • также есть много другой литературы о нем.


5. Отказывались от плохих, недостойных дел.


Пример 1:

  • После смерти Патриарха Тихона двоим его заместителям митр.Кириллу (Смирнову) и митр.Агафангелу (Преображенскому) в разное время (ок.1926г.) ГПУ предлагало поддержку в выдвижении во главу церкви и некоторые послабления для церкви в обмен на согласование решения внутрицерковных вопросов с ГПУ. Оба отказались. Это же предлагали заместителю Патриаршего Местоблюстителя архиеп.Серафиму (Самойловичу), и он тоже отказался.
Подробнее:
  • Мазырин А.Ярославская оппозиция митр.Сергию (Страгородскому) и митрополит Агафангел (Преображенский)//Вестник ПСТГУ II:История.История Русской Православной церкви.2006, вып.3 (20),с.71 http://pstgu.ru/download/1167067807.Mazyrin_2_3.pdf
  • Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е.А.Тучков: подробности взаимоотношений//Вестник ПСТГУ II: История.История Русской Православной церкви.2006, вып.3 (20), с.129 http://pstgu.ru/download/1432898763.Kaplin_129-135.pdf


6. Помогали друг другу:

Собирали и посылали деньги и посылки, вели переписку с репрессированными, ездили на свидания в тюрьмы и ссылки.
Пример 1:

  • Еп.Виктор (Островидов) в лагере на Соловках получал много посылок от верующих (почти все их раздавал), мит.Иосиф (Петровых) в ссылке жил на деньги и продукты, которые посылали верующие из России, и таких примеров очень много.
Подробнее:
  • см. о них в списке ниже.
Пример 2:
  • В 1925г. была арестована за помощь заключенным верующая Татьяна Николаевна Гримблит (обвинение в к.-р. деятельности). Собирала деньги и вещи по церквям и в городе, посылала по почте и с оказией духовенству в Александровской и Иркутской тюрьме, Томском и Нарымском крае. Ей дали 3 года ссылки. Но и после этого она продолжала помогать репрессированным.
Подробнее:
  • Игум.Дамаскин (Орловский) Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников российских. Доклад на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях 24 янв.2012.


7. Некоторые цифры для общего представления.

В СССР в 1928г. 11,5% православных храмов было "иосифлянскими", около 40 епископов перешли в оппозицию к мит.Сергию. За мит.Сергием пошло около 70% приходов. В Ленинграде в 1928г. только 2 епископа остались верны мит.Сергию. Во время репрессий ГПУ в 1929-1930гг. в Ленинграде из 23 "иосифлянских" храмов закрыли 17, только 6 потом перешли к "сергианцам".
Источник:

  1. Шкаровский М.Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение//Русская Православная церковь в ХХ веке.Материалы конференции.Петрозаводск, 2002. http://vishegorod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=178


Епископы, не признавшие Декларацию мит.Сергия ("иосифляне" и др.):

1. Митрополит Агафангел (Преображенский)

(1854-1928). Из семьи священника. В 1906г. обратился к духовенству с призывом заступаться перед правительством за людей невиновных в рев.движении, но привлеченных по этим делам, просить об отмене или отсрочке смертных приговоров. Умеренный монархист. В 1913г. был один период, когда он сблизился с Союзом Русского народа. На Поместном соборе (1918) назначен одним из заместителей Патриарха Тихона. В 1922г. боролся с обновленцами, издал послание, призывая им не подчиняться. Арест в 1922г, ссылка на 3 года, потом тюрьма. Отказался от предложения ГПУ о согласовании с ними решений по внутрицерковным вопросам. В 1927г. не принял Декларацию мит.Сергия, подписал «отделение» от него. Сергий запретил в служении викариев мит.Агафангела, а с самим Агафангелом вел переписку, посылал к нему своих представителей, объясняя свои действия и уговаривая передумать. В 1928г. мит.Агафангел вместе с мит.Варлаамом (Ряшенцевым) и Евгением (Кобрановым) послали письмо, где объясняли, что они не порывают связи с мит.Сергием, но оставляют за собой право не выполнять указания, противоречащие их религиозной совести. Сергий поспешил объявить о примирении. Мит.Агафангел не поминал власти в служении и не выполнял ряд других указаний мит.Сергия.
Подробнее:

  1. Игум.Дамаскин (Орловский).Агафангел.//Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/63200.html
  2. Мазырин А.Ярославская оппозиция митрополиту Сергию (Страгородскому) и митрополит Агафангел (Преображенский)//Вестник ПСТГУ II: История.История Русской Православной Церкви.2006, вып.3(20).с.71-110 http://pstgu.ru/download/1167067807.Mazyrin_2_3.pdf


2. Митрополит Петр (Полянский)(1862-1937).

Из семьи священника. Окончил Духовную академию, но по линии епископства не пошел. До революции занимался в сфере духовного образования, получал награды за успешную работу. Имел очень жизнерадостный характер. После революции Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, епископский сан и стать помощником Патриарха. Петр согласился, объяснив родным: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь,- я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Сразу после хиротонии в 1920г. арестован и сослан. Потом - ближайший помощник Патриарха Тихона. Выступал против обновленцев. После смерти Патриарха стал Патриаршим Местоблюстителем. Помогал многим заключенным и сосланным, дал благословение приходам жертвовать средства на это. Отказался от предложения ГПУ о согласовании с ними решений по внутрицерковным вопросам. Ожидая ареста, назначил троих митрополитов своими заместителями (в т.ч. Сергия (Страгородского)). Арест в 1925г., дали 3 года ссылки. Дальше — бесконечные аресты-ссылки. В 1928г. из ссылки осудил своего заместителя мит.Сергия за его Декларацию и др. действия. С 1930г. мит. Петра держат в тюрьме постоянно, в одиночках, в тяжелых условиях, требуя последовательно признаться в «антисоветской деятельности», стать сексотом, сложить полномочия Патриаршего Местоблюстителя. Он от всего отказывается. В 1937г. расстрелян.
Подробнее:

  1. Коскелло А.Священомученик Петр (Полянский): Недипломатичный архиерей//Православие и мир, 10 окт.2012 http://www.pravmir.ru/svyashhennomuchenik-petr-polyanskij-nediplomatichnyj-arxierej/
  2. Гриняк С.Камень веры. (На сайте Минской духовной семинарии) http://minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2007-god/stupeni-3-27-prilagaya-vse-staranie/kamen-very#.WcO6UshJZPY


3. Епископ Алексий (Буй). (1892-1937).

Из крестьянской семьи Тобольской губ. Настоятель нескольких монастырей, потом епископ в разных епархиях. В 1920г. за непризнание местного управления обновленцев арестован на 3 месяца. В 1926г. арест на 6 месяцев. Сначала принял Декларацию мит.Сергия, но в 1928г. пишет послание к духовенству и мирянам об «отделении» от мит.Сергия и присоединении к «иосифлянам». Алексия поддержали 80 приходов в 40 районах Центрально-Черноземной обл., потом он возглавил все «иосифлянские» приходы на юге России и Украины. Мит.Сергий запретил еп.Алексия в служении, тот не признал это. Сначала его выслали из Воронежа, потом в 1929г. Арестовали (при аресте вел себя «дерзко»). Дали 3 года Соловков, там он продолжал тайно служить. В 1930г. перевезли в Воронеж по новому делу о «контр.-рев. церковной организации» (арестовано 143 человека). Еп.Алексия сделали главой этой мифической организации, часть людей расстреляли, а епископа привлекли по новому делу. Его перевели в Москву и сделали главой новой «организации», приговорили к расстрелу в 1931г., но заменили 10 годами. В 1932г. из лагеря опять забрали в Воронеж, где он опять - «глава» очередной «организации». В 1933г. дал нужные показания, написал покаянное письмо, дело прекратили, а еп.Алексия отправили обратно в лагерь. Там в 1937г. расстреляли.
Подробнее:

  1. Шкаровский М.Епископ Алексий Буй и движение истинно-православных в Воронежской епархии. На сайте Московской православной духовной академии: http://spbda.ru/publications/mihail-shkarovskiy-episkop-aleksiy-buy-i-dvijenie-istinno-pravoslavnyh-v-voronejskoy-eparhii/


4. Архиепископ Андрей (Ухтомский) (1872-1937).

Александр Алексеевич князь Ухтомский, из древнего дворянского рода. Окончил кадетский корпус, но после встречи и разговора со священником поступил в Московскую Духовную академию. Пошел по миссионерской стезе (Сев.Кавказ). В 1905-1907гг. поддерживал черносотенцев, хотя и критиковал их. Участник Поместного собора1918г. Руководил духовенством в армии Колчака. За это арест после разгрома белых, выпустили в 1920г. Краткие аресты и ссылка в 1921, 1923гг. Служил в Уфе. Активно выступал против обновленцев. Тайно рукополагал с 1922г., Патриарх Тихон потом одобрил его хиротонии. В отличие от всех других, после смерти Патриарха Тихона был против передачи власти мит.Петру (Полянскому) и мит.Сергию, обвиняя обоих в компромиссах с советской властью. С 1926г. организует истинно-православную церковь («катакомбную») в Уфе. В 1927г. выступил резко против Декларации мит.Сергия, арест, ссылка, тюрьма. После этого практически не вылезал из тюрем, ссылок, лагерей. На свободе был очень короткие периоды. Расстрелян в 1937г.
Подробнее:

  1. М.Гринберг (Зеленогорский) Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Терра,1991
  2. Журавский А.В.Андрей (Ухтомский)//Православная энциклопедия.М.,2001.т.II. с.361-365 http://www.pravenc.ru/text/115256.html


5. Митрополит Иосиф (Петровых). (1872-1937).

Из семьи пекаря. Профессор Духовной академии, потом настоятель монастырей, возглавлял епархии. Участник Поместного собора 1918г. За противодействие вскрытию мощей, изъятию церковных ценностей аресты и недолгие заключения в 1919, 1920, 1922гг. Выступал против обновленцев. После смерти Патриарха Тихона его заместитель митр.Петр (Полянский) назначает мит.Иосифа одним из своих троих заместителей. Мит.Иосиф не принимает Декларацию мит.Сергия, подписывает «отделение» от него, духовно возглавляет движение «иосифлян». Мит.Сергий сначала направил мит.Иосифа возглавлять Ленинградскую епархию, но ГПУ отправило его в Устюжинский монастырь с запретом покидать это место. Иосиф через своего викария тайно продолжал управлять Ленинградской епархией. А когда мит.Сергий перевел его в Одессу, не подчинился. Мит.Иосиф пишет и рассылает послания против действий мит.Сергия, держит связь с другими несогласными. Арест в 1929г, ссылка, арест в 1930г, ссылка в Казахстан, там тайно служит в подпольных церквях. Арест в 1937г., расстрел.
Подробнее:

  1. Шкаровский М.Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение//Русская Православная церковь в ХХ веке.Материалы конференции.Петрозаводск, 2002. http://vishegorod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=178
  2. Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды./Сост.М.С.Сахаров, Л.Е.Сикорская. М.-С.Петербург: Кифа, 2011.


6. Митрополит Кирилл (Смирнов) (1863-1937).

Из семьи священника. После смерти жены и дочери стал монахом. Миссионер в Иране. С 1904г. - в Петербурге. В 1909г. на Крещение во время богослужения в присутствии царской семьи отказался по требованию полиции освятить кипяченую воду, освятил речную, как полагалось. Много занимался благотворительностью. Участник Поместного собора 1918г. Аресты в 1919, 1920, 1921, 1922гг. С 1922г. - в ссылке. Оттуда писал Патриарху Тихону, чтобы тот не шел на уступки ради епископов: «О нас, архиереях, не думайте». Отказался поддержать обновленцев. Патриарх Тихон назначил мит.Кирилла своим первым Местоблюстителем, но когда Патриарх умер, митрополит был еще в ссылке, и признал мит. Петра (Полянского) главой церкви. В 1927г. в Вятской тюрьме отказался от предложения ГПУ согласовывать с ними решения по вопросам жизни церкви. После этого был опять сослан. В 1928г. выступил против Декларации Сергия. В 1930г. мит.Сергий уволил его на покой, требовал прекратить общение с «отделившимися». Мит.Кирилл отказался, не признал никакие указания мит.Сергия. Своих сторонников призывал не переходить во вражду и ненависть к Сергию, но при этом сохранять твердость. Дальше — без конца аресты и ссылки. Последний арест в ссылке в 1937г., ничего не признал, держался мужественно и достойно, расстрелян.
Подробнее:

  1. Мазырин А. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной церкви в 1920-1930-х годах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.с.57-196 (гл.1 О мит.Кирилле и Сергии).
  2. Журавский А.Во имя правды и достоинства церкви. М.: Сретенский монастырь, 2004. (вся книга о мит.Кирилле)


7. Архиепископ Димитрий (Любимов) (1857-1935).

Окончил С.-Петербургскую духовную академию. Настоятель церкви, с 1926г. викарий Ленинградской епархии, архиерей. Не принимал обновленцев. В 1922г. арест, ссылка на 3 года. В 1925г. вернулся в Ленинград. Был викарием, ближайшим сподвижником мит.Иосифа. Выступил против Декларации Сергия, возглавил делегацию ленинградских клириков и мирян, которая ездила к мит.Сергию, убеждая того одуматься. В дек.1928г. Димитрий вместе с еп.Сергием (Дружининым) подписали акт "отделения" от мит.Сергия, который потом подписывали остальные. Через мит.Димитрия мит.Иосиф управлял Ленинградской епархией, когда из-за запрета властей сам не мог приехать в Ленинград. После ареста мит.Иосифа в 1928г. мит.Димитрий фактически возглавил "иосифлян" Ленинграда: принимал многочисленных приезжающих к нему, проводил встречи, вел переписку. Но он всегда старался остаться в рамках легальности. И всегда проявлял уважение к мит.Иосифу. Мит.Сергий запретил мит.Димитрия в служении, а через несколько месяцев (1929г.) Димитрия арестовали. На допросах вел себя мужественно, получил 10 лет тюрьмы. Там в 1930г. его привлекли к новому делу, дали расстрел, но заменили на 10 лет. Отбывал в одиночке Ярославского политизолятора, там и умер.
Подробнее:

  1. Шкаровский М.В.Димитрий.//Православная энциклопедия. М.,2001.т.XV, с.83-86 http://www.pravenc.ru/text/178163.html
  2. Шкаровский М.В.Архиепископ Гдовский Димитрий и новомученики-иосифляне. (На сайте Духовной Академии С.-Петербурга http://spbda.ru/publications/professor-mihail-shkarovskiy-arhiepiskop-gdovskiy-dimitriy-i-novomucheniki-iosiflyane/


8. Епископ Виктор (Островидов) (1875-1934).

Из семьи псаломщика. Был настоятелем монастыря, викарием в Вятке. В 1911г. вышла работа мит.Сергия (Страгородского) "Православное учение о спасении". Еп.Виктор написал о заблуждениях в этой работе и еще тогда предупреждал, что Сергий этими заблуждениями "потрясет церковь". В 1919-1920гг. череда арестов на короткое время. Выступал против обновленчества. В 1922г. арест и ссылка на 3 года в Нарымский край. В 1926г. пятый арест за организацию нелегальной епархиальной канцелярии в г.Глазов. Выступил резко отрицательно против Декларации мит.Сергия, первый из всех порвал с ним молитвенно-каноническое общение. Епархия еп.Виктора поддержала его и не приняла нового епископа, посланного мит.Сергием после запрещения еп.Виктора в служении. Еп.Виктор переписывался с "иосифлянами", не подчинялся мит.Сергию, в 1928г. написал "Послание к пастырям", где критиковал мит.Сергия за увольнения с кафедр арестованных и сосланных архиереев. По рукам широко ходили ответы ("15 ответов на вопросы ОГПУ"), которые он записал по памяти, придя домой после одного из допросов, и где содержится суть их расхождений с Сергием. В Вятке и вокруг было много антисергианских приходов (больше 150), которые не подчинялись мит.Сергию и действовали и после ареста Виктора до середины 1930-х гг., когда власти разгромили их репрессиями. В 1928г. - арест еп.Виктора, дали 3 года, был на Соловках, там тайно служил. Получал много посылок с материка, почти все их раздавал. В 1931г. ссылка на Север на 3 года, там арест в 1932 (на допросах - мужественное поведение), еще 3 года ссылки в том же районе, но в отдаленное село, где умер от менингита.
Подробнее:

  1. Игум.Дамаскин (Орловский), Шкаровский М.В.Виктор.//Православная энциклопедия.М.,2001. Т.VIII, с.428-432 www.pravenc.ru/text/158530.html
  2. Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной церкви.2006, вып.3(20), с.136-147 http://pstgu.ru/download/1167068276.Otvety_2_3.pdf


9. Архиепископ Серафим (Самойлович) (1881-1937).

Был миссионером на Аляске. Позже настоятель монастыря, епископ в Ярославской губ. Краткосрочный арест в 1922г. В 1925г. Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) назначил его одним из своих заместителей. И он очень недолго замещал арестованного мит.Петра. Отказался от предложения ГПУ стать во главе церкви в обмен на их условия, отказался также решать принципиальные вопросы без согласия старших иерархов, которые были в ссылках. Вскоре освободили мит.Сергия (Страгородского), и арх.Серафим вернул ему полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Но после Декларации мит.Сергия, арх.Серафим подписал с другими «отделение» от Сергия, объявил свою епархию управляющуюся самостоятельно. В 1928г. арест и ссылка, потом ссылки и лагеря без конца. В ссылках занимался тайным служением, постригал, ставил тайных священников и т. д. В лагере стал инвалидом. В 1937г. арестован в лагере и расстрелян.
Подробнее:

  1. Св.Серафим Самойлович http://krotov.info/acts/20/1920/1928samo.html
  2. Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е.А.Тучков: подробности взаимоотношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной церкви 2006, вып.3 (20), с.129-135 http://pstgu.ru/download/1432898763.Kaplin_129-135.pdf


10. Епископ Сергий (Дружинин) (1863-1937).

Из зажиточной крестьянской семьи. С 1900г. духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича, убежденный монархист. С 1915г. настоятель Сергиевой пустыни. Потом епископ, викарий Ленинградской епархии с 1924г. Не признал Декларации мит.Сергия, вместе с другими подписал «отделение» от него. После ареста в 1929г. арх. Димитрия (Любимова) управлял «иосифлянской» Ленинградской епархией. Арест в 1930г. На следствии - мужественное поведение, открыто высказывал свои взгляды. Дали 5 лет тюрьмы, потом ссылка. Там тайно служил. Арест в 1937, ни одного имени не назвал, виновным себя не признал. Расстрелян.
Подробнее:

  1. Шкаровский М.В.Епископ Сергий (Дружинин)//Вестник ПСТГУ : История.История Русской Православной Церкви, 2005, вып.1, с.116-140 https://cyberleninka.ru/article/n/episkop-sergiy-druzhinin


11. Епископ Евгений (Кобранов) (1892-1937).

Из семьи сельского учителя. После Московской Духовной академии слушал лекции на восточном факультете С.-Петербургского университета. И потом в ссылке занимался наукой как ученый-востоковед. Был настоятелем монастыря и одновременно сотрудником музея. В 1921г. два краткосрочных ареста. В 1922-1923гг. примыкал к обновленцам, но быстро ушел оттуда. Два ареста в 1923г., второй раз верующие писали за него письмо в ГПУ. Получил ссылку в Хиву. В 1926г. активно участвовал в тайных письменных выборах Патриарха. С 1927г. викарий Ярославской губ. Организовал бесплатную благотворительную столовую, лекции для детей, группу сестер для помощи бедным. В 1928г. подписал с другими «отделение» от мит.Сергия, запрещен в служении. Но вскоре вместе с мит.Агафангелом (Преображенским) и мит.Вениамином (Ряшенцевым) написал письмо: не порывают с мит.Сергием, но не будут выполнять его указания, идущие против их религиозной совести. Запрет в служении снят. Но вскоре (1928) - арест, обвинен в т.ч. в «присвоении административных функций» (столовая, группа сестер). Дали 3 года ссылки. Там опять прервал каноническое общение с мит.Сергием, перешел в подчинение мит.Иосифу (Петровых), но активно в «иосифлянстве» не участвовал. В 1929г. - новое дело, еще 3 года ссылки. В 1931г. в Вологде, будучи под надзором властей, служил на дому, собирал продукты и деньги для ссыльных, выступал с проповедями на частных собраниях. И занимался наукой. В 1933г. возобновил связь с мит.Сергием. Арест в 1934г, все научные рукописи забрали, еще 3 года ссылки. В 1937г. опять арест, сначала отказывался от признаний, но потом все же дал нужные показания. Расстрелян.
Подробнее:

  1. Евгений (Кобранов). Статья на сайте "Древо" - открытая православная энциклопедия. http://drevo-info.ru/articles/27150.html
  2. Сведения о нем и его письма Е.Пешковой на сайте http://pkk.memo.ru/letters_pdf/001047.pdf


12. Епископ Варлаам (Ряшенцев)(1878-1942).

Из купеческой семьи. Ректор Духовной семинарии, потом был викарием в разных епархиях. В 1922г. присоединился к могилевскому обновленчеству, но после освобождения Патриарха Тихона покаялся и вернулся к нему. Арест в 1924г., дали 2 года. Отсидев, был викарием в Ярославской епархии. В 1928г. подписал «отделение» от мит.Сергия вместе с остальными. Но потом вместе с мит.Агафангелом (Преображенским) и Евгением (Кобрановым) написал письмо мит.Сергию: от него не отделяются, но оставляют за собой право не выполнять распоряжения, идущие в разрез с их религиозной совестью. Мит.Сергий снял запрет в служении, наложенный ранее. После смерти мит.Агафангела возник конфликт с новым ярославским епископом, т. к. еп.Варлаам по-прежнему не поминал на службах власти и мит.Сергия. Все окончилось компромиссом, Варлаам продолжал служить не поминая. Арест в 1929г., дали 3 года, в 1931г. арест в лагере, срок увеличили до 10 лет. В 1933г. освобожден досрочно и отправлен в ссылку в Вологду. Там проводил тайные богослужения у себя дома, окормлял монахинь из закрытых монастырей, которые жили по 2-3 человека по-монашески. Наставлял паству в письмах, которые доставлялись тайно. Помогал репрессированым деньгами и вещами. Арест в 1940г., подписал показания, оговорив около 20 человек. В 1941г. расстрел заменили на 10 лет. Умер в тюрьме в Вологде.
Подробнее:

  1. Мазырин А.В., Шкаровский М.В. Варлаам//Православная энциклопедия. М.,2001.т.VI с.598-600 www.pravenc.ru/text/154207.html
  2. Игум.Дамаскин (Орловский) Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников российских. Доклад на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях 24 янв.2012.


13. Архиепископ Феодор (Поздеевский) (1876-1937).

Из семьи протоиерея. Ректор нескольких духовных семинарий. В 1904г. активно боролся с революцией, основал тамбовский отдел Союза русских людей (монархическая организация), увольнял либеральных преподавателей. После февраля 1917г. уволили уже его. В 1920г. арест, дали 5 лет, но в 1922г. освободили. В 1923 был под арестом несколько месяцев. Он был против любых компромиссов с обновленцами. Критиковал Патриарха Тихона за уступчивость, но всегда был верен ему. Арест в 1924г., ссылка на 3 года. Выступал против Декларации мит.Сергия, но порвал связь с ним только в 1931г. (надеялся, что Сергий одумается и не хотел раскола). Последователей арх.Феодора называли «даниловцами». В 1928г. в ссылке был арестован, дальше — безконечные аресты-ссылки. Последний арест в 1937г., признал себя виновным, расстрелян.
Подробнее:

  1. Феодор (Поздеевский). Биография на сайте "Древо" (открытая православная энциклопедия). https://drevo-info.ru/articles/19110.html
  2. Оспариваемый святитель.Священник Александр Мазырин об архиепископе Феодоре (Поздеевском), мифах и спорах вокруг его личности и жизни. http://www.pravoslavie.ru/87037.html


14. А также многие другие: епископы Арсений (Жадановский), Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров), Григорий (Лебедев) и др.


Подробнее:

  1. Шкаровский М.Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение//Русская Православная церковь в ХХ веке.Материалы конференции.Петрозаводск, 2002. http://vishegorod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=178
  2. Мазырин А.Ярославская оппозиция митр.Сергию (Страгородскому) и митрополит Агафангел (Преображенский)//Вестник ПСТГУ II:История.История Русской Православной церкви.2006, вып.3 (20),с.71 http://pstgu.ru/download/1167067807.Mazyrin_2_3.pdf
  3. есть много другой литературы на эту тему.


Нелегальная церковь.



На протяжении всего существования Советской власти в СССР действовала подпольная "катакомбная" церковь. Несмотря на аресты, она жила почти во всех своих формах: были подпольные монастыри, посвящения в сан, религиозные кружки для детей и даже несколько высших духовных школ, "бродячие" священники и тайные церкви с прихожанами. И эта подпольная церковь (истинно-православная церковь, как они себя сами называли) была полностью независима от властей. Власти так и не смогли её уничтожить. Здесь невозможно перечислить всех деятелей этой церкви, поэтому выделяю только формы сопротивления, хотя просто само наличие такой церкви - это уже форма сопротивления.

Формы сопротивления в нелегальной церкви:

1. Нелегальные церкви

Службы и обряды: крещение, отпевание и т.д.
Пример 1:

  • Группа Рубинова г.Вольск (Саратов), 1936г. Верующие мужчины и женщины, в основном пожилого возраста, некоторые бывшие священники и монахини, собирались на службы в доме священника Рубинова. Их арестовали, судили.
Источник:
  • Ш.Фицпатрик.Повседневный сталинизм.М.,2001,с.246
Пример 2:
  • В Алма-Ате под подвалом была вырыта и действовала в 1936-1937гг. тайная церковь, где служил архимандрит Арсений, а иногда приезжал и служил мит.Иосиф (Петровых).
Источник:


2. "Бродячие" священники.

Часто они были на нелегальном положении, переходили с места на место, совершая службы и обряды.
Пример 1:

  • Безместный священник Жарков В.И., уже отсидев 5 лет, в 1944-1945гг. ездил по Горьковской области и организовывал нелегальные богослужения. Но последовал донос одного из присутствовавших, и Жаркова вновь осудили на 10 лет.
Подробнее:
  • А.В.Голубев.Если мир обрушится на нашу республику.М.,2008, с.221
Пример 2:
  • В 1940г. между Уфой и Белорецком ходил священник о.Михаил (Панченко): служил, исполнял требы, крестил и т.д. Он был последователем еп.Андрея (Ухтомского) и уже отсидел в лагерях и был в ссылках. В 1948г. его опять арестовали и дали 25 лет.
Источник:
  • М.Гринберг (Зеленогорский) Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Терра,1991.с.154
Пример 3:
  • В Вятской обл. больше 40 лет ходил о.Никита (Игнатьев), с 1932г. он был на нелегальном положении, власти так и не смогли его поймать, хотя искали в пяти районах. Духовные дети о.Никиты укрывали его и часть ходила с ним.
Подробнее:
  • "О, Премилосердный...Буди с нами неотступно...". Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х - начало 1970-х годов/Сост.И.И.Осипова. М.: Братонеж, 2008 (об о.Никите) Есть на сайте ИПЦ (Истинно-православная церковь): http://histor-ipt-kt.org/vosp.html


3. Нелегальные монастыри

"Монастыри в миру", рукоположения священников, постриги.
Пример 1:

  • Подпольный монастырь под руководством еп.Сергия (Ивана Платоновича Кудрявцева) действовал с 1936 по 1952г. в разных деревнях Мордовии, Чувашии, Горьковской обл., Брянской обл., Украине (г.Кременчуг). После арестов монастырь переезжал на новое место и там продолжал действовать. В его лучшие годы в нём жило 40-60 человек, но состав менялся. Они считали себя последователями патриарха Тихона и не признавали советскую власть. Монастырь был смешанный (и мужчины, и женщины). Вели своё хозяйство, для уже арестованных отправляли посылки, ездили на свидания, организовывали побеги из ссылок. Отец Сергий проводил богослужения, совершал постриги (для женской половины только после 40 лет), крестил, венчал. В 1952г. арестовали о.Сергия и с ним группу людей. Он и ещё 12 человек получили 25 лет лагерей, остальным дали разные сроки.
Подробнее:
Пример 2:
  • Высоко-Петровский подпольный монастырь в Москве под руководством еп.Варфоломея (Николая Федоровича Ремова). Действовал в 1923-1935гг. Было 150-200 человек. Сначала был смешанным, потом остались в основном женщины. Там было несколько поколений монахов: с дореволюционных времен и принявшие постриг в 1930-е гг. Работали вне монастыря, воспринимая это как монашеское послушание.
Подробнее:
  1. Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре. Беседа М.Строгановой с А.Л.Бегловым//Сайт "Православие и мир", 4 сен. 2015. https://www.pravmir.ru/chto-takoe-taynoe-monashestvo/
  2. Беглов А.Л. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920-1940-е гг.//Альфа и Омега, 2003, №35. Есть также на: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/169
Пример 3:
  • В Воронежской обл. в 1943-1945гг. был тайный монастырь иеромонаха Антония (Семена Антоновича Гирчева). Все монахи были на нелегальном положении. Там служил священник Иоанн (Скляров) в тайной подземной церкви. В той же Воронежской обл. в с.Мазурки и Б.Грибановка было около двух лет до 1951г. два монастыря о.Анувия (Андрея Антоновича Капинуса), в которых находилось около 30 человек. Они работали "в миру", носили определенного цвета и покроя одежду.
Подробнее:
  1. Сапелкин Н.История Русской Церкви: катакомбная церковь.//Историческая правда, 2015, 30 июня.
  2. Осипова И.И.Обзор следственных дел по "к.-р. организациям ИПЦ" в Воронежской обл.. 1930-1951. http://www.histor-ipt-kt.org/DOK/Voronej/obzor-vor.doc


4. Тайные духовные академии и религиозные кружки для детей верующих.

Кружков для детей и воскресных школ было довольно много. И сейчас известно о двух подпольных Духовных академиях.
Пример 1:

  • Во Владимире в 1935-1936гг. действовала тайная духовная академия при канцелярии архиеп.Сергия (Алексея Николаевича Гришина), который официально управлял Владимирской епархией. Он и создал академию, ее единовременно посещали 4-8 человек.
Подробнее:
  • Ершов А.Л. Дело архиепископа Сергия (Гришина) в 1936г.//сайт комиссии по канонизации святых Владимирской епархии. http://www.vladkan.ru/articles/04011317a.html
Пример 2:
  • Была тайная академия при тайном Высоко-Петровском монастыре в Москве. Ее создатель и один из лекторов - еп.Варфоломей (Ремов Николай Федорович).
Подробнее:
  1. Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре. Беседа М.Строгановой с А.Л.Бегловым//Сайт "Православие и мир", 4 сен. 2015. https://www.pravmir.ru/chto-takoe-taynoe-monashestvo/
  2. Беглов А.Л. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920-1940-е гг.//Альфа и Омега, 2003, №35. Есть также на: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/169


5. Отказ от действий, несоответствующих убеждениям:

вступать в колхоз, работать в праздники, становиться "сексотом", иногда - отдавать детей в школу, брать паспорта и т.д. За такими отказами часто следовали аресты, а в ГУЛАГе - избиения, бесконечные карцеры и издевательства.
Пример 1:

  • Родители Василия Воробьева (Воронежская обл.) категорически отказались вступить в колхоз, хотя у них забрали все, разорили все хозяйство. Потом пришли забирать отца, начальник спросил его: "На кого детей бросаешь?"(в семье 7 детей) - тот ответил: "На Бога!"
Пример 2:
  • Халчевская Александра Васильевна (Воронежская обл.), верующая, отказывалась голосовать в 1936г. и после, работать в праздники, вся семья не вступала в колхоз.
Пример 3:
  • Схиигумения Сергия (тогда еще жила в миру) отказалась в ссылке доносить на сослуживцев. Ей грозили тюрьмой, она к ней серьезно готовилась (написала родным и т.д.), ждала месяц, но даже мысли не было согласиться.
Подробнее:
  • все примеры из кн. "О, Премилосердный...Буди с нами неотступно...". Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х - начало 1970-х годов/Сост.И.И.Осипова. М.: Братонеж, 2008 (об о.Никите) Есть на сайте ИПЦ: http://histor-ipt-kt.org/vosp.html (там же много и других примеров).


6. Помощь друг другу, поддержка "своих":

Сбор денег и посылок репрессированным, предоставление крова и еды преследуемым и т.д. Везде верующие собирали деньги и посылки своим репрессированным братьям и сестрам.
Пример 1:

  • В Высоко-Петровском подпольном монастыре были взносы в специальный фонд, откуда шли деньги репрессированным и на благотворительность.
Подробнее:
Пример 2:
  • В Вятской обл. больше 40 лет ходил и служил по деревням о.Никита (Игнатьев). За ним охотились, однако верующие все это время давали ему приют, еду и помощь, несмотря на опасность для них самих.
Подробнее:
  • "О, Премилосердный...Буди с нами неотступно...". Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х - начало 1970-х годов/Сост.И.И.Осипова. М.: Братонеж, 2008 (об о.Никите) Есть на сайте ИПЦ: http://histor-ipt-kt.org/vosp.html


7. Попав в ГУЛАГ, многие священнослужители тайно проводили службы и обряды в тюрьмах, лагерях, ссылках, верующие и в ГУЛАГе отказывались работать по праздникам, продолжали жить по своим принципам и там.


Пример 1:

  • На Соловках в 1920-1930е гг. тайно проводили службы еп.Виктор (Островидов), еп.Нектарий (Трезвинский), еп.Илларион (Бельский), еп.Максим (Жижиленко) и др.
Подробнее:
  • Игум.Дамаскин (Орловский), Шкаровский М.В.Виктор.//Православная энциклопедия.М.,2001. Т.VIII, с.428-432 http://www.pravenc.ru/text/158530.html
Пример 2:
  • Перепеченых Александр Евгеньевич, верующий, в лагере не работал по праздникам, несмотря на все меры воздействия. Вакин Иоанн Филипович, верующий, отказывался вообще работать в лагере: "Меня это не касалось, я говорил, что не буду строить этот коммунизм". Все меры воздействия его не сломили. В лагере жил засчет рукоделия, чинил обувь для своих товарищей, "чтобы зря хлеб не есть".
Подробнее:
  • "О, Премилосердный...Буди с нами неотступно...". Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х - начало 1970-х годов/Сост.И.И.Осипова. М.: Братонеж, 2008 (об о.Никите) Есть на сайте ИПЦ: http://histor-ipt-kt.org/vosp.html (воспоминания Перепеченых, Воронежская обл.; Вакина, Татария).


8. Некоторые цифры для общего представления.

По приблизительным прикидкам А.Л.Беглова в РСФСР к 1939г. было около 8000-10000 нелегальных приходов. (Для сравнения, к этому же времени в СССР оставалось около 100 легальных церквей (по данным В.Цыпина) и были запрещены монастыри, благотворительность, духовные академии и многое другое, что было в нелегальной церкви). В 1920-1930-е гг., по мере закрытия легальных монастырей, росло число "домашних" нелегальных (монахи из закрытых монастырей селились небольшими группами по 3-20 человек и жили по монастырским правилам) и общее число таких "домашних" монахов в СССР превышало 30 тыс.человек (Беглов А.Л.).
Источник 1:

  1. Беглов А.Л. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920-1940-е гг.//Альфа и Омега, 2003, №35. Есть также на: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/169
  2. Цыпин В.История Русской Церкви.1917-1990.М.:Хроника, 1994, с.103-107.