Сопротивление сталинизму

index

Сопротивление сталинизму

Другие религии.



СТАРООБРЯДЧЕСТВО.


Из дореволюционной истории два обстоятельства повлияли здесь на дальнейшее: многовековой опыт выживать при преследованиях (в т.ч. уходя в глушь, на новые места) и то, что среди купцов, казаков, зажиточных крестьян было много старообрядцев. Большая часть из них оказалась в гражданскую войну в Белой армии. Но в 1920-е гг. при НЭПе старообрядцев особенно не трогали, на них смотрели как на жертвы царского режима. Они могли спокойно служить, издавать свою литературу, проводить съезды. У них не было обновленчества и раскола. Однако с началом коллективизации ситуация изменилась везде, и особенно здесь. Старообрядцы были не только "кулаками", но и часто наиболее уважаемыми жителями деревни (трудолюбие, стремление жить по нравственным законам, отсутствие дурных привычек). Они не хотели идти в колхозы, созданные "антихристом", и своим примером и словами влияли на остальных. И репрессии в ответ были жестокие: закрытия церквей, аресты, ссылки, а со второй половины 1930-х гг. - расстрелы. Но, несмотря на все усилия, уничтожить эту веру не удалось. Она ушла в подполье. Во время войны произошло некоторое "потепление" ко всем религиям, но к старообрядцам оно было очень слабенькое. Им не отдали большинство отнятых ранее церквей, не разрешили ни монастыри, ни образование. И к 1950г. положение у них все еще было очень тяжелым, хотя и немного улучшилось по сравнению с предвоенным.

Формы сопротивления:

1. Тайная деятельность, подпольные службы и обряды.

Было и в деревнях, и в городах.


Пример 1:

  • В 1932г. в Москве арестовали 11 человек, которые продолжали тайно собираться после запрета 1929г., печатали религиозную литературу, поддерживали связь с sдругими общинами, обсуждали меры по религиозному воспитанию молодежи. Четырех "лидеров" выслали на 3 года (М.И.Бриллиантова, П.П.Агафонова, А.В.Зайцева, П.П.Мальцева).



Подробнее:
  1. Анисимова В.Н.Дело 1932 года.//сайт "Самарское староверие" http://samstar.ucoz.ru/news/v_n_anisimova_delo_1932_goda/2016-04-13-6306


Пример 2:
  • Священник о.Андрей Санников был вторично арестован в 1937г. в Пермской обл. за то, что "вел контрреволюционную агитацию и организовывал нелегальные сборища": в соседних селах окрестил более 20 детей. Расстреляли.


Подробнее:
  1. Волоскова М. Андрей Павлович Санников.Судьба священника. http://ruvera.ru/articles/sudba_apsannikova


Пример 3:
  • Епископ Афанасий (Тарбагатайский) в 1930-е гг. тайно венчал, крестил, отпевал.


Подробнее:
  1. Елисеев Е.Е. Священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский.Житие.//сайт "Староверы Забайкалья" http://semeyskie.narod.ru/bibl_af.html
  2. Петров С.П. Старая православная вера за Байкал-морем. Улан-Уде, 2013



2. Сопротивление коллективизации личным примером и убеждениями.

Во многих старообрядческих деревнях не удавалось создавать комсомольские ячейки, женский партактив, даже когда они уже активно действовали в других деревнях. А в религиозные праздники власти там не могли проводить какие-либо мероприятия.

Пример 1:

  • В 1932г. в одной из деревень на р.Икса (Томская обл.) старовер-странник Василий Белослудцев убедил свою вступившую в колхоз дочь выйти оттуда. После этого "среди всех колхозников были разговоры, что если святые таежники так говорят, то, следовательно, нужно выходить из колхоза". В ответ ОГПУ разгромило весь таежный монастырь и арестовало его членов.


Источник:


3. Отказ от поступков, несоответствующих вере.



Пример 1:

  • В 1937г. епископ Афанасий (Тарбагатайский) даже под пытками отказался подписать отречение от поста епископа Иркутско-Амурской епархии и отказался сотрудничать с НКВД. От многих "лестных" предложений этой организации он отказывался и до ареста.


Подробнее:
  1. Елисеев Е.Е. Священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский.Житие.//сайт "Староверы Забайкалья" http://semeyskie.narod.ru/bibl_af.html
  2. Петров С.П. Старая православная вера за Байкал-морем. Улан-Уде, 2013



4. Уходили от давления властей в глухие места, основывали там новые поселения.

Особенно широко распространено это было во время коллективизации. Чтобы не вступать в колхозы распродавали имущество и уезжали.

Пример 1:

  • В 1930г. перед раскулачиванием около сотни старообрядцев из дер.Большая Уса (Пермский округ) переехали в Сибирь и основали поселок Новая Уса.


Источник:


5. Помогали своим верующим:

деньгами и продуктами - репрессированным и их семьям, а также прятали скрывающихся от властей.

Пример 1:

  • На Урале власти несколько лет искали и не могли найти очень уважаемого в крае о.Увара (Увеналия Ознобихина). И поймали его только в 1936г.


Источник:

Пример 2:
  • В 1930-е гг. еп.Афанасий (Тарбагатайский) в Бурятии помогал семьям репрессированных верующих.


Источник:
  1. Елисеев Е.Е. Священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский.Житие.//сайт "Староверы Забайкалья" http://semeyskie.narod.ru/bibl_af.html
  2. Петров С.П. Старая православная вера за Байкал-морем. Улан-Уде, 2013



6. Некоторые цифры для общего представления:

К 1938г. на свободе остался только 1 архиерей (а в 1927г. было 27 епископов). А в Бурятии в 1941г. не осталось ни одной старообрядческой церкви, хотя в 1923г. их там было 81. К 1950г. в СССР стало 5 епископов и служило несколько десятков священников.

Пример 1:




КАТОЛИЧЕСТВО.

События:

1. Тайные рукоположения в епископы.

К 1924г. все католические епископы были арестованы, структура церкви разгромлена. В 1926г. Папа Римский посылает в СССР своего представителя французского священника Д`Эрбиньи. Помимо официальной задачи, его главная цель - тайно рукоположить местных священников в епископы, чтобы они потом могли рукополагать других и воссоздать структуру церкви. Д`Эрбиньи рукоположил 4-х человек, они потом рукоположили еще двоих. Когда это стало известно, власти арестовали всех рукоположенных в епископы советских граждан, на свободе под строгим надзором остался только французский гражданин епископ Э.Неве. Он втайне от властей много лет пересылал в Ватикан информацию о преследовании католиков и православных, материально помогал репрессированным.

Подробнее:

  1. Венгер А.Рим и Москва: 1900-1950. М.:Русский путь, 2000. (вся книга об этом)



2. Подпольная католическая церковь.

К 1937г. все (кроме двух) католические священники были арестованы. На огромной территории от Казани до Тюмени (Урал, Сибирь) постоянно ездил по городам и тайно служил до 1937г. о.Франциск (Будрис). А в 1940г. между Сухуми и Батуми скитались и служили по домам 7 армянско-католических священников. В Астрахане и Житомире католики собирались на кладбищах, чтобы молиться. В Житомире жили по-монастырски в квартире 5 пожилых монахинь, они помогали как могли своим ссыльным сестрам.

Подробнее:

  1. Венгер А.Рим и Москва: 1900-1950. М.:Русский путь, 2000. (сведения из письма о.Брауна, гл. 15, 17)
  2. Романова А.Слуга Божий о.Франциск Будрис (1882-1937)// Сайт "Католические новомученики России":
  3. Мосунова Т.Последний пастырь лет гонений//Сибирская католическая газета, 2011, нояб. http://sib-catholic.ru/poslednij-pastyr-let-gonenij/ (о Будрисе)
  4. Биография о.Франциска Будриса есть также на разных католических сайтах.



Люди:

1. Малецкий Антоний Иосифович (1861-1935).

Родился в Петербурге, окончил католическую духовную семинарию, священник с 1884г. Много работал с бедными детьми, основал приют для мальчиков в Луге. В 1921г. - ректор подпольной семинарии, арест в 1923г., судили на процессе католических священников (во главе с Яном Цепляком), дали 3 г. В 1926г. Д`Эрбиньи рукоположил его в епископы. В этом же году - арест и ссылка, но в 1928г. вернулся в Ленинград. Два раза пытался организовать подпольную духовную семинарию, в 1928г. тайно рукоположил в епископы Т.Матуланиса. Арест в 1930г, ссылка. В 1934г. ему разрешили уехать в Варшаву, т. к. он был совсем болен, там и умер.

Подробнее:

  1. Венгер А.Рим и Москва: 1900-1950. М.:Русский путь, 2000. (гл.8.Исповедники веры)



2. Слоскан Болеслав (1893-1981).

Из католической латышской крестьянской семьи. В 1916г. окончил Петроградскую католическувю духовную семинарию. Отказался от литовского гражданства и принял советское, чтобы иметь возможность продолжать служить в Петрограде. В 1926г. Д`Эрбиньи тайно рукоположил его в епископы. Слоскан также присутствовал на тайном рукоположении А.Малецкого. В конце 1926г. объявил верующим о своем рукоположении, арест в 1927г., дали 3 года. На Соловках тайно служил, за это отправили на о.Анзер, он тайно служил и там. Из лагеря писал родителям: «Дорогие родители, молитесь обо мне, но делайте это без тревоги и грусти. Позвольте вашим сердцам как можно больше открыться любви. Я так счастлив теперь, что научился любить всех людей, даже тех, кто, как кажется, этой любви недостоин. Они и есть самые несчастные. Умоляю вас, не дайте никакой жажде мести или чувству горечи проникнуть в ваши сердца — если бы это случилось, мы бы уже были не христианами, а фанатиками». Освобожден в 1930г., в том же году опять арест, ссылка в Сибирь на 3 года. В 1933г. выслан в Латвию в обмен на осужденного там коммуниста.

Подробнее:

  1. Иванова Ю. Слуга Божий Болеслав Слоскан.//Сайт Прихода Св.Екатерины http://catherine.spb.ru/index.php/comments/o-boleslav-sloskan
  2. Венгер А.Рим и Москва: 1900-1950. М.:Русский путь, 2000. (гл.8.Исповедники веры)



3. Фризон Александр Иванович (1875-1937).

Родился недалеко от Одессы, учился в Саратовской семинарии, потом в Риме. С 1901г. священник в Керчи, потом в Симферополе. Аресты в 1923, 1925гг. В 1926г. Д`Эрбиньи тайно рукоположил его в епископы. Власти, узнав об этом, запретили ему покидать Симферополь. В 1929г. два ареста, в т.ч. за нелегальное принятие епископского сана. В 1931г. освободили, а в 1933г. опять арест, однако вскоре освобожден. Арест в 1935 (шпионаж), закрытый процесс в 1936, расстрел в 1937.

Подробнее:

  1. Венгер А.Рим и Москва: 1900-1950. М.:Русский путь, 2000. (гл.8.Исповедники веры)



4. Неве Эжен (1877- 1946).

Французский гражданин. Родился в бедной французской семье и потом всю жизнь помогал бедным. С 1906 по 1934 постоянно жил в России. Служил как католический священник в Макеевке, потом в Москве. В 1926г. Д`Эрбиньи тайно рукоположил его в епископы. Был назначен Папой апостольским администратором Москвы. С тех пор — под постоянным надзором ГПУ, но под защитой французского посла. В тайне от властей по дипломатической почте регулярно писал в Ватикан о преследовании католиков и православных в СССР. Тайно распределял деньги, приходящие из-за границы, на помощь репрессированным католикам и православным. Всеми способами оттягивал созыв католического собора, которого требовали власти, чтобы поставить католиков под контроль. Тайно рукоположил в 1935г. о. Амудрю (французский священник, который служил тогда в Ленинграде). В 1936г. поехал в отпуск во Францию, но обратно его уже не впустили.

Подробнее:

  1. Венгер А.Рим и Москва: 1900-1950. М.:Русский путь, 2000. (вся книга о нем)



5. Матуланис Теофил.

Литовский гражданин.Священник в Петрограде с 1910г. В 1923г. судили на процессе католических священников (во главе с Яном Цепляком), дали 3 года. В 1928г. Малецкий тайно рукоположил его в епископа, он стал помощником Малецкого. Арест в 1929г, дали 10 лет, но в 1933г. Обменяли на арестованного коммуниста, он жил в Литве, в 1946г. Его там арестовали и отправили в Сибирь.

Подробнее:

  1. Венгер А.Рим и Москва: 1900-1950. М.:Русский путь, 2000. (гл.8.Исповедники веры)



6. Будрис Франциск (1882-1937).

Родился в Литве. Окончил Петербургскую духовную семинарию. Его послали в Иркутский приход. Служил там в разных городах. Т.к. все больше священников вокруг исчезало (эмигрировали, их убивали и арестовывали в гражданскую войну и после), о.Франциск добровольно начинал окормлять и соседние «осиротевшие» приходы. Просился в отпуск в Литву, где не был с 1913г., но католическое руководство не отпускало, т.к. боялось, что его не впустят назад. В 1924г., понимая ситуацию, о.Франциск сам отказался от отпуска, оставшись с верующими. С тех пор окормлял территорию от Волги до Оби (Урал, Сибирь), переезжал все время из города в город, проводил открытые, а потом все больше тайные службы на квартирах (после закрытия церквей). Обряды совершал под видом семейных праздников или пикников за городом. Арест в 1937, расстрел.

Подробнее:

  1. Романова А.Слуга Божий о.Франциск Будрис (1882-1937)//Сайт "Католические новомученики России":
  2. Мосунова Т. Последний пастор лет гонений//Сибирская католическая газета, 2011, нояб. http://sib-catholic.ru/poslednij-pastyr-let-gonenij/



ПРОТЕСТАНТИЗМ.

В СССР из крупных течений были представлены лютеране, баптисты, пятидесятники.

Лютеране.

Вера была распространена среди немцев, финов, латышей, эстонцев. Отдельные репрессии начались после 1917г., но с 1929г. они стали массовыми. К 1938г. были закрыты последние приходы, не осталось ни одного лютеранского пастора. Однако в 1940г. в состав СССР вошла Прибалтика, где лютеране были. Сразу их репрессировать не успели из-за войны, но в 1944-1945 гг. сделали это. Лишь в 1954г. легализовали лютеранство. В сталинское время были подпольные лютеранские общины, которые собирались на кладбищах и по домам под видом семейных торжеств. Обычно проповедовали миряне, т.к. пасторов не было. Есть упоминание и о нелегальных группах в Сибири, куда высылали латышей, эстонцев, финов. Но конкретных сведений пока нет.



Источник:
  1. Михалев В. Лютеранские церкви России.//на сайте "Приход Петра и Павла г.Екатеринбург" (Сейчас сайта уже нет, но оставляю название статьи, возможно, она где-то еще всплывет в Интернете, в статье было упоминание о нелегальных группах).
  2. Курило О.Лютеране в России XVI-XX вв.//Фонд "Лютеранское наследие" World Wide Printing, 2002 (книгу достать не могла, но есть оглавление и предисловие к части 2 (раздел 5), в которой документы о религиозных нелегальных группах в 1940-1950-е гг. в Сибири) http://wolgadeutsche.net/bibliothek/kurilo.htm



Баптисты.

Репрессии начинаются с 1923г, а в 1929г. - массовые аресты и полный разгром. Лишь в 1944г. разрешили воссоздать Союз баптистов, к 1950-м гг. общины более-менее восстановились, но в 1960-е - новая волна преследований. И здесь было серьезное сопротивление верующих. Конкретные сведения о сопротивлении есть только по 1960-1970-м годам, по сталинскому периоду нет.


Пятидесятники.

В 1930г. все руководство арестовано, общины разгромлены. Однако в некоторых местах продолжалась нелегальная деятельность общин. В конце войны им не разрешили восстановить свой Союз, а настойчиво предложили объединиться с баптистами. Под нажимом властей на обе стороны в 1945г. они объединились ("Августовское соглашение"). Но часть пятидесятников на местах не согласилась на такой насильственный союз, другая часть стала вскоре выходить из него в результате конфликтов и переходить на нелегальное положение. Подпольные общины действовали в сталинские годы, но, особенно активно в конце 1950-х в 1960-е гг. Тогда, после упорной борьбы, пятидесятникам разрешили регистрацию местных общин.


События:

1. В 1947г. в Киеве А.Бидаш, В.Белых, И.Левчук созвали тайное совещание

Несогласных с "Августовским соглашением", а в 1948 в Днепродзержинске нелегально провели второе расширенное совещание. После этого власти арестовали всех участников и отправили в ГУЛАГ на разные сроки.

Подробнее:

  1. Никольская Т.К. Августовское соглашение и позиции пятидесятников в 40-50-х гг. ХХ в. https://cyberleninka.ru/article/v/avgustovskoe-soglashenie-i-pozitsii-pyatidesyatnikov-v-40-50-h-gg-hh-v
  2. Одинцов М.И. А.И.Бидаш "Я привезу свободу детям Божиим". Документальные материалы по истории пятидесятнического движения в СССР (на сайте "Российское объединение исследователей религии") https://rusoir.ru/president/president-works/president-works-220/
  3. Франчук В.И.Просила Россия дождя у Господа. К.: Свiтанкова зоря, 2002. Т.2, гл.7



2. Верующие собирались на молитвы нелегально:

В 1930-е гг. после арестов руководства проповедник А.И.Бидаш служил подпольно по домам верующих в с.Пятихатка на Украине, там же жил Г.Г.Понурко, который выполнял обязанности руководителя вместо арестованных лидеров. В конце 1940-х в Ленинграде была община И.А.Боровкова (60 человек, в т.ч. около 20 юношей и девушек, собрания проходили небольшими группами по разным адресам. Один из членов - А.И.Моренков - ездил по области и создавал новые группы. Аресты в 1950г.). Две нелегальные общины были в Воронежской обл. (группа И.В.Нестерова, ок.40 человек и группа А.И.Михайловой и С.П.Енина, около 35 человек). Были и другие общины.

Подробнее:

  1. Никольская Т.К. Августовское соглашение и позиции пятидесятников в 40-50-х гг. ХХ в. https://cyberleninka.ru/article/v/avgustovskoe-soglashenie-i-pozitsii-pyatidesyatnikov-v-40-50-h-gg-hh-v
  2. Франчук В.И.Просила Россия дождя у Господа. К.: Свiтанкова зоря, 2002. Т.2, гл.7



ИУДАИЗМ.

Преследования шли волнами: закрывали общины в 1920-1921гг, благоприятный период без притеснений 1923-1927, а с 1928г. начинают закрывать иешивы (духовные академии), и ученики, разделившись на небольшие группы, продолжают заниматься нелегально. С 1929г. - аресты раввинов и закрытия синагог. Верующие пишут письма и коллективные обращения против этого. В сионистском движении сопротивление было все время, но его можно отнести к национальному сопротивлению.



Подробнее:
  1. Советский Союз.Евреи в Советском Союзе в 1922-1941 гг.//Электронная еврейская энциклопедия. КЕЭ, 1996.Т.8 (п.7 Подавление религии и национальной жизни (1922-1941).



БУДДИЗМ.

Был широко распространен в Бурятии, Калмыкии, Туве, небольшие общины были в Петербурге. В конце 1920-х гг. начались массовые репрессии: аресты лам и верующих, закрытие храмов. К 1940г. в СССР не осталось ни одного буддийского монастыря или храма, ни одного официально действующего ламы. Но те ламы, которые чудом избежали ареста, продолжали тайно совершать обряды и не бросали верующих. В конце войны давление ослабло, власти позволили создать Центр духовного управления буддистов, но он уже был под полным контролем властей. Однако в 1960-1970-е гг. некоторые буддисты действовали нелегально.



Подробнее:
  1. Житнев Т.Е.Буддизм в России: Вехи истории.//Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева.История.Исторические науки.2011. http://cyberleninka.ru/article/n/buddizm-v-rossii-vehi-istorii



МУСУЛЬМАНСТВО, СИОНИЗМ, УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Сопротивление тут тесно связано с национальным движением, поэтому отдельно эти религии здесь не выделяю. См. Национальное сопротивление.





ЭКУМЕНИЗМ.

Это движение за сближение христианских религий. В Россию движение пришло в 1900-х гг. в виде двух организаций, но потом осталась только одна. В СССР к 1924г. действовал официально Христианский студенческий союз (ХСС) с отделениями в разных городах. Но в 1924г. его сняли с регистрации и запретили как и многие другие общественные организации. Однако члены союза под председательством В.А.Амбарцумова решили продолжать работу нелегально. И ХСС действовал подпольно до конца 1960-х гг. Туда входили молодые люди самых разных христианских религий: баптисты и католики, православные и лютеране. "В главном - единство, во второстепенном - свобода и во всем любовь" - один из их принципов. Они обсуждали вопросы, общие для всех, а в вопросах, различных в разных конфессиях, просто уважали мнение друг друга. Члены союза считали, что воспитывать надо не проповедью, а личным примером и созданием нравственной христианской среды. После запрета деятельность пришлось сократить, но ХСС продолжал проводить подпольные лекции, собираться, читать и обсуждать Евангелие, помогать репрессированным и нуждающимся. Амбарцумов несколько раз переходил на нелегальное положение, другие строго соблюдали конспирацию. До 1928г. проводили нелегальные съезды представителей союза из разных городов. В Москве в Кречетниковском переулке был центр ХСС. Здесь до своей смерти в 1969г. проводила занятия с молодежью А.В.Филинова (с перерывами на аресты и ГУЛАГ). Здесь тайно собирались и решали разные вопросы.



Подробнее:
  1. Каледа Л.Моли Бога о нас...Воспоминания дочери о священномученике Владимире Амбарцумове.//Православие и мир, 25 янв.2005 https://www.pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas-vospominaniya-o-svyashhennomuchenike-vladimire-ambarcumove/
  2. Петрова А.Воспоминания о воскресной школе храма Иоанна Предтечи в Ивановском.//Альфа и Омега, 2004, №2(40) http://aliom.orthodoxy.ru/arch/040/petrova.htm
  3. "Жара".Документальный фильм А.Архангельского. ч.1