Здесь положение было хуже, чем в других областях. Эти направления не нужны были власти для развития промышленности и обороны, зато часто вступали в противоречие с новой идеологией. Поэтому власти здесь не церемонились, и пока другие науки в начале 1920-х гг. активно развивались, получая средства и поддержку, здесь уже был полный разгром. И часто к 1924г. почти некому было сопротивляться.
ФИЛОСОФИЯ.
После гражданской войны очень многие философы оказались в эмиграции, оставшихся выслали на "философском пароходе" в 1922г., в 1923-1924гг. закрыли все религиозно-философские общества и кружки. Теперь философами стали только марксисты, члены партии. Вскоре они стали проникать в другие науки и решать, какие направления "идеалистические", а какие правильные. Именно их руками власть контролировала науку, и они потом стали активными участниками разгромных кампаний. Среди этих людей было несколько талантливых ученых, которые искренне верили в марксизм и старались соединить его со своей наукой (В.А.Фок в физике, И.И.Агол и С.Г.Левит в биологии и некоторые другие). Но они как раз защищали критикуемые в своих науках направления, доказывая, что эти направления не противоречат марксизму. И таких людей были единицы, а большинство составляли агрессивные и часто невежественные люди. Неудивительно, что сопротивления в философии мы не находим.
ИСТОРИЯ.
Положение во многом похоже: эмиграция в гражданскую, "философский пароход", где были и историки тоже, закрытие обществ и кружков. История всё больше становилась марксистской, идеология забиралась всё дальше вглубь веков, где приходилось выдумывать несуществующие восстания рабов, чтобы подтвердить случайное высказывание Сталина. В 1929г. последовал окончательный удар: по "Делу Академии наук" были массовые аресты историков. Приговоры - самые разные, от расстрелов до ссылок и условных сроков. Вернулись из заключения только около половины историков, и большинство из них историей больше не занимались, жили уроками, случайными заработками. К их части, они не писали позорные статьи и не приспосабливались к марксистской истории. Из оставшихся на свободе можно отметить несколько человек, которые, приспосабливаясь внешне, писали в стол, жили двойной жизнью. Например, С.Б.Веселовский писал работы об опричнине (которая противоречила официальной версии) по геральдике (которой официально не было), писал и хранил откровенный дневник. Напечатали кое-что из этого уже после его смерти. Можно отметить сопротивление некоторых историков в тюрьме: не давали показаний, отказывались стать осведомителями. Возможно, ещё какое-то сопротивление обнаружится позже: по "Делу АН" ещё много закрытых документов. Но было открытое сопротивление одного человека, о котором см. ниже.
Люди
1. Захаров Алексей Алексеевич (1884-1937)
Археолог, историк древнего мира. Читал лекции в разных местах, написал несколько популярных книг и много научных статей, печатал статьи в т.ч. в иностранных журналах даже в то время, когда советским историкам запретили это делать. Неоднократно публично высказывался против любых репрессий властей. В конце 1920-начале 1930-х открыто отказался поддержать репрессии, из-за этого пришлось потерять несколько мест работы. Потом смог устроиться только на должность библиотекаря Музея антропологии МГУ. Там в 1931г. из-за неосторожного высказывания эстонскому ученому его прорабатывали на собрании, где он отказался выступать. В 1934г. его арестовали, но через 2 месяца выпустили. В 1935г - снова арест, на допросах держался "дерзко", заявил о неприятии сов.власти и марксизма, возмущался разгромом гуманитарных наук и преследованиями ученых. Его следователь В.А.Смирнов известен тем, что бил заключенных, не ясно, как было с Захаровым, но в ссылку в Алма-Ату его отправили в инвалидном кресле (последние годы жизни он был парализован). В 1937г. опять арестован и расстрелян.
Подробнее:
- Формозов А.А.Русские археологи в период тоталитаризма. М.:Знак, 2006 (гл.Следственное дело 3-х профессоров-историков). http://arheologija.ru/formozov-russkie-arheologi-v-period-totalitarizma/
- Миллер М.А. Археология в СССР.Мюнхен, 1954, с.40
- Захаров Алексей Алексеевич//Васильков Я.В., Сорокина М.Ю.Люди и судьбы.Библиографический словарь востоковедов-жертв политического террора в советский период.СПб, 2003 http://vostokoved.academic.ru/
КРАЕВЕДЕНИЕ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЗАЩИТА ПАМЯТНИКОВ.
В 1920-х гг. краеведение бурно развивалось: возникали новые общества, открывались новые музеи на местах, в 1921г. прошла Первая Всесоюзная конференция по краеведению. Но с 1927г. власти начинают брать движение под контроль. А через некоторое время вообще запрещают добровольные краеведческие общества. И всё время правления большевиков происходит уничтожение памятников старины ("ненужный буржуазный хлам"), продажа за границу произведений искусства (нужны деньги на индустриализацию), изъятие церковных ценностей. Пик этого пришелся на 1927-1933гг., но тайно делали это и после. И всегда были люди, которые пытались отстоять произведения искусства, а также те, кто просили за арестованных коллег.
События.
1. Третья Всесоюзная конференция по краеведению, 1927г.
Главные доклады делали работник Наркомпроса А.П.Пинкевич и Н.К.Крупская. Краеведы сопротивлялись 3 дня: у представителей Наркомпроса не получалось согласовать резолюцию о путях и задачах краеведения и организационные вопросы. Но власти всё же победили. В Центральном бюро краеведения были недовольные тем, что подавлялась их независимость, Б.Е.Райков открыто высказывал своё несогласие с этим.
Подробнее:
- Соболев В.С.Нести священное бремя прошедшего. СПб: Нестор-История, 2012 (Гл.Академия наук и краеведческое движение) http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/09/efeb9600555d3c20664328dc52307e9dd432898d.pdf
2. Дело сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), 1934.
А.Т.Лебедев, Н.Н.Померанцев, Д.Ф.Богословский, Б.Н.Засыпкин, М.А.Ильин "активно противодействовали мероприятиям советского правительства по слому и сносу ненужных памятников старины(церкви, старые усадьбы, часовни, монастыри)". Они фотографировали памятники в момент сноса, показывали снимки другим, обсуждали как защитить памятники. Всем дали 3 года ссылки, двоим условно.
Подробнее:
- Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных).М: Современный писатель, 1998, с.183 http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/letters1-89a.pdf
3. Всё время были люди, которые протестовали против изъятия церковных ценностей, продажи музейных экспонатов за рубеж, уничтожения памятников культуры.
Они писали письма протеста властям, добивались приемов в "высоких" кабинетах, где доказывали ценность уничтожаемого, прятали в запасниках ценные экспонаты, отказывались подписывать акты, которые требовала комиссия по сносу памятников(Н.Е.Макаренко). Это П.Д.Барановский, А.А.Васильев, Б.В.Легран, В.Н.Лазарев, В.И.Невский, А.В.Щусев, А.Л.Монгайт, Н.П.Бауер, Д.Д.Иванов, С.Н.Тройницкий, академики С.Ф.Платонов, А.П.Карпинский, С.Ф.Ольденбург, Н.П.Лихачев, И.П.Павлов и др.
Подробнее:
- Формозов А.А.Русские археологи в период тоталитаризма: Историографические очерки.М: Знак, 2006 http://arheologija.ru/formozov-russkie-arheologi-v-period-totalitarizma/
- Соболев В.С.Нести священное бремя прошедшего.СПб:Нестор-История,2012 (гл.Участие в сохранении памятников истории и культуры) http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/09/efeb9600555d3c20664328dc52307e9dd432898d.pdf
- см. список людей ниже.
Люди.
1. Макаренко Николай Емельянович (1877-1938).
Историк, археолог, реставратор, художник, искусствовед, автор более 50 книг и статей, мировая известность за раскопки "Мариупольского могильника". С 1919г. жил в Киеве. В 1922г. создали "ликвидационную комиссию" чтобы сносить памятники, Макаренко отказался быть её представителем. В 1925г. протестовал против разрушений архитектурных памятников Киева. В 1934г. хотели снести Софийский собор и другие памятники центра Киева. Макаренко протестует, идет на прием к П.Постышеву, посылает телеграмму Сталину, отказывается подписать акт о сносе Михайловского златоверхого собора. В тот же год его арестовывают и высылают на 3 года в Казань. Там он преподает и работает консультантом в музее. В 1936г. опять арест и отправляют в лагерь несмотря на туберкулез костей обеих ног. Из лагеря его актируют, но в 1937г. опять арест и расстрел.
Подробнее:
- Николай Емельянович Макаренко: выдающийся искусствовед, археолог, музеевед и художник//Высокий вал, 2 июня 2012. http://www.val.ua/culture/33384.html
- Васильков Я.В., Сорокина М.Ю. Люди и судьбы.Библиографический словарь востоковедов-жертв политического террора в советский период. СПб, 2003 (см. на Макаренко) http://vostokoved.academic.ru/
- Миллер М.А.Археология в СССР.Мюнхен, 1954, с.40
2. Барановский Петр Дмитриевич (1892-1984).
Реставратор, профессор. Реставрировал и спасал от сноса памятники по всему СССР. Создал музей в Коломенском и музей Рублева в Андрониковом монастыре. Активно протестовал против сноса многих памятников: писал письма, ходил на приемы, посылал телеграмму Сталину (о спасении собора Василия Блаженного), а когда не мог спасти - обмерял и фотографировал соборы перед сносом, потом некоторые восстановили по его измерениям. В 1933г. арестовали, дали 3 года лагеря, там проектировал и построил несколько зданий. После освобождения жил в Александрове(с запретом жить в Москве), где должен был каждый вечер отмечаться. Но каждое утро в течении 2 месяцев он ездил в Москву, нарушая запрет и рискуя свободой, обмерял и тайно фотографировал Казанский собор, который тогда сносили. Разбирали его те же каменщики, которые раньше с Барановским реставрировали собор, но никто из них Петра Дмитриевича не выдал. Cобор потом восстановили по его данным. После возвращения в Москву в 1938г., продолжал реставрацию и борьбу за памятники до конца своей жизни.
Подробнее:
- Петр Барановский: Труды, воспоминания современников.М.: Отчий дом,1996.
- Человек, который спас храм Василия Блаженного//Нескучный сад, 2007, 5 нояб. http://www.nsad.ru/articles/chelovek-kotoryj-spas-hram-vasiliya-blazhennogo
5. Богословский Дмитрий Федорович (1870-1939).
Художник-реставратор станковой масляной живописи. Реставрировал много известных (Суриков, Репин, Кипренский и др.) и неизвестных картин в разных музеях. Изобрел новые методы реставрации, написал много статей, преподавал на разных курсах. Протестовал против сноса и уничтожения памятников. В 1934г. арестован по делу ЦГРМ (см.выше). Заявил на допросах, что "никогда не терпел и не терплю насилия, т.е. то, что я вижу при современном строе", "Советская власть насильственно уничтожает религию и всё с нею соприкасающееся..., воспитывая молодёжь в антиморальном большевистском духе. Большевики уничтожают всё, связанное с прошлым, в том числе и памятники старины..., чем лишают подрастающее поколение воспитания героикой и пафосом страны, необходимого для привития чувства национальной гордости". Выслали на 3 года условно. После этого у него осталась работа только в Государственном историческом музее, откуда он ушел в 1937г. по болезни.
Подробнее:
- Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных).М.:Современный писатель, 1998, с.183 http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/letters1-89a.pdf
- Биографические сведения из: http://www.museumconservation.ru/data/people/bogoslovsky/index.php
6. Померанцев Николай Николаевич (1891-1986).
Искусствовед, реставратор. В 1920-1930гг. зав. отделом "Памятники Кремля" и хранитель ценностей Оружейной палаты. Состоял в разных комиссиях, где спасал ценности и предметы искусства. Он также ходил по инстанциям, писал письма в т.ч. Луначарскому, чтобы хоть что-то спасти. Активно выражал несогласие с генеральным планом реконструкции Москвы, где должны были уничтожить много памятников. Арестован в 1934г. по делу ЦГРМ (см.выше), виновным себя не признал, выслали на Север на 3 года. В г.Вельске найти работу по профессии не мог, работал поденным рабочим в парке (разработал программу озеленения города, власти её приняли, и он осуществлял), музыкальным работником в детском саду, преподавал физику в школах и т.д. К работе по профессии смог вернуться только в 1942г. Продолжал заниматься реставрацией, находил и собирал предметы искусства.
Подробнее:
- Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных).М.:Современный писатель, 1998, с.183 http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/letters1-89a.pdf
- Крылова Л.Н.Николай Николаевич Померанцев.Жизнь и деятельность (по документам личного архива). http://solovki-monastyr.ru/media/attachments/v17s01_Krylova.pdf
8. Иванов Дмитрий Дмитриевич (1870-1930).
Дворянин, юрист. За охрану памятников выступал ещё до революции. Директор Оружейной палаты (1922-1929). Активно отстаивал ценности от изъятий, писал письма и записки всюду, куда мог. Вытаскивал из Госхрана то, что уже забрали. Так ему удалось вытащить из Валютного фонда готовые к продаже 24 яйца Фаберже, но в 1930г. их опять забрали. С 1928г. начались особенно активные изъятия, Иванов заболел, на его место заместителем прислали специального человека. Тот создал комиссию из завхоза, стажера и др. непрофессионалов и начал активно изымать ценные вещи. Иванов не мог это остановить и не хотел быть причастным. В 1930г. он покончил с собой, оставив записку, что ничего не расхищал, не продавал и не прятал.
Подробнее:
- Тутова Т.А.Директор Оружейной палаты Д.Д.Иванов и борьба за сохранение музейных ценностей в 1922-1929гг. http://www.kreml.ru/fi/c5m5/i1208/v14s08_Tutova.pdf
9. Тройницкий Сергей Николаевич (1882-1948).
Из дворян. Геральдист, искусствовед, директор Эрмитажа (1918-1927). Отстаивал ценности Эрмитажа, писал записки и письма "наверх". В 1927г. его сняли с директорства, но оставили в Эрмитаже зав.отделом. Но он продолжает подавать записки новому директору, отстаивая от продажи разные предметы. В 1931г. выгнали из Эрмитажа совсем. В 1935г. арестовали и выслали в Уфу на 3 года. Там работал в музее. Не понятно, почему он был членом комиссии по сносу Строгановского дома и уполномоченным по выделению предметов искусства для экспорта, возможно пошёл туда, чтобы что-то отстоять от продажи.
Подробнее:
- Вилинбахов Г.В. Сергей Николаевич Тройницкий.Материалы к биографии.//Геральдика сегодня, 2002, 20 февр. http://sovet.geraldika.ru/page/1991
11. Монгайт Александр Львович (1915-1974).
Археолог, автор трудов и учебников по археологии, которыми пользуются и сейчас. Работал в Институте археологии. Занимался много древней Рязанью, ездил в археологические экспедиции. В 1951г. в Новгороде и окрестностях обком решил разрушить десятки памятников древнерусского искусства. Монгайт (тогда кандидат наук) написал письмо с протестом в "Литературную газету", дал подписать его нескольким академикам и профессорам, но те испуганно отказались. Тогда он послал письмо только за своей подписью. Его напечатали, и это, помимо прочего, тоже помогло отстоять памятники.
Подробнее:
- Формозов А.А.Русские археологи в период тоталитаризма: Историографические очерки. М: Знак, 2006 http://arheologija.ru/formozov-russkie-arheologi-v-period-totalitarizma/
ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
В 1923-1924гг. появилось "новое учение о языке" академика Н.Я.Марра. Он к этому времени был уже известным ученым, внесшим реальный вклад в изучение южнокавказских языков. Но "новое учение" было ненаучно, со многими фантастическими идеями. К 1928г. Марр сблизил своё "учение" с марксизмом, и оно было объявлено "подлинно марксистским", поддержано властями. В 1930г. Сталин включил в свой доклад ряд положений Марра. Теперь все другие идеи объявлялись неверными, критиков марризма прорабатывали и увольняли, вешали политические обвинения. Но в 1934г. Марр умер, его преемник не был так агрессивен, всем стало полегче. Однако после августовской сессии ВАСХНИЛ в 1948г. в языкознании тоже решили навести порядок, и марризм опять "подняли на щит". Разгромная кампания против критиков марризма продолжалась полтора года, опять пошла волна увольнений и проработок. Но вдруг в 1950 г. появилась статья Сталина "Относительно марксизма в языкознании" (потом вошедшая в брошюру "Марксизм и вопросы языкознания"), в которой он резко критиковал теорию Марра. И кампания резко развернулась и пошла в обратную сторону: теперь громили марристов, и уже они отрекались и каялись. Это длилось до смерти Сталина, после которой потихоньку исчез и марризм, и "антимарризм". Нужно ещё упомянуть массовые аресты лингвистов в 1934г. ("дело славистов"), а позже 1937год тоже прошелся по языкознанию. Но сопротивление здесь тоже было.
2. Ответ японистов на разгромную рецензию учебника японского языка, 1935г.
В этом году в журнале "Литература национальностей СССР" появилась рецензия Н.П.Мацокина на "Учебник японского языка"(П.Гущо, Г.Горбштейн), где он обвинял авторов в протаскивании японского национализма, пособничестве британскому империализму и т.д. Вскоре в "Библиографии востока" (орган Института востоковедения) напечатали ответ за подписью 37 ведущих японистов (Н.И.Конрад, Н.А.Невский, Е.М.Колпакчи, А.Е.Глускина и др.): "Наш протест направлен против рецензии Н.П.Мацокина как таковой, поскольку она направлена по существу против всего советского японоведения...эта рецензия как по своему содержанию, так и по тону стоит полностью вне приёмов научной критики". Они выступали против политических рецензий на научно-учебное издание, против политических ярлыков. И это 1935г, когда такие рецензии уже в порядке вещей. В 1937г. многие подписанты будут арестованы.
Подробнее:
- Сорокина М.Ю. Николай Конрад: жизнь между Западом и Востоком//Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР.М.: Наука, 1995, с.128 http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sork95f.htm
Люди.
1. Поливанов Евгений Дмитриевич (1891-1938).
Лингвист, литературовед, востоковед, профессор. Внес большой вклад в языкознание. Как личность и по своей судьбе - авантюрный и загадочный человек, про него ходило много легенд. И одновременно очень талантливый и серьёзный учёный. В 1929г. по своей инициативе выступил с докладом против тогда уже всесильного академика Н.Я.Марра, научно доказал ошибочность его теории. Этим вызвал негодование всего зала и политические обвинения против себя. Его сняли с работы и со всех должностей в Москве, его статьи и книги изымались из издательств, имя его теперь упоминали только с руганью. Пришлось уехать в Среднюю Азию. Но Поливанов и там не сдался, и в 1931г. ему удалось напечатать книгу "За марксистское языкознание", где он снова критиковал марризм. Это вызвало взрыв негодования марристов и резкое усиление травли. Арестован в 1937г., обвинен в шпионаже, расстрелян.
Подробнее:
- Алпатов В.М.Марр, марризм и сталинизм.//Философские исследования, 1993, №4 http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/alp93sp.htm
- Нехамкин С.Профессор Джекил и комиссар Хайд.//Аргументы недели, 2008, №4 http://www.argumenti.ru/print/history/n116/36716
- Горбаневский М.Евгений Поливанов - трагедия гения при тоталитаризме http://www.pravmir.ru/tragediya-geniya-pri-totalitarizme/
- Ларцев В.Г.Евгений Дмитриевич Поливанов.Страницы жизни и деятельности.М: Наука, 1988
2. Серебренников Борис Александрович (1915-1984).
Лингвист, преподавал в МГУ, в 1948г. - старший преподаватель. В 1949 (1948?)г. вместо предложенного ему доклада о заслугах Марра прочел на заседании кафедры доклад о ненаучности теории Марра. Его прорабатывали, представили к увольнению, отказали в переводе из кандидатов в члены партии. Тут началась дискуссия в "Правде" о языкознании, Серебренников послал туда статью против Марра, не надеясь на опубликование, но её напечатали. После статьи Сталина положение Серебренникова резко изменилось в лучшую сторону.
Подробнее:
- Алпатов В.М. Марр и марризм. История одного мифа.//Знание-сила, нояб.-дек. 1990 http://www.speakrus.ru/articles/marr.htm
- Общие биографические сведения о Серебренникове есть в Википедии.
3. Конрад Николай Иосифович (1891-1970).
Востоковед, японист. В 1935г. подписал письмо с 36 ведущими японистами против разгромной рецензии на учебник японского языка (см.выше). После ареста Е.Д.Поливанова в 1937г. не убрал из своих трудов его имя. Не славословил Н.Я.Марра. В 1937г. взял к себе дочь арестованного языковеда Н.А.Невского (его жену тоже забрали), после ареста самого Конрада девочку взяли дальние родственники. В 1938г. Николая Иосифовича арестовали ("японский шпион"), дали 5 лет лагерей, но в 1941 освободили (на войне нужны переводчики с японского). В 1951г. на заседании бюро Отделения литературы и языка АН СССР Конрад единственный возражал против увольнения из Пушкинского дома литературоведа В.М.Эйхенбаума ("борьба с космополитизмом"). После смерти Сталина хлопотал за освобождение сына Ахматовой, печатал труды своих коллег и учеников, погибших от репрессий. Но Конрад вынужден был и приспосабливаться. Так в 1933г., когда вокруг арестовывали его знакомых, Николай Иосифович пишет статью в газету с названием "Я не мыслю своей работы без участия коммунистов". Он не был бойцом по натуре, хотя старался держаться в науке своей собственной позиции.
Подробнее:
- Сорокина М.Ю. Николай Конрад: жизнь между Западом и Востоком//Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР.М.: Наука, 1995, с.128 http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sork95f.htm