Деление на "активное сопротивление сталинизму" и "пассивное" часто очень
условно. Но под "активным" я понимаю поведение, когда человек знает последствия своих действий,
сопротивляется осознанно, хотя мог бы "не вылезать" и продолжать жить тихо "как все". Под
"пассивным" - когда человек делает что-то тайно, анонимно (например, приносит ночью еду семье
раскулаченных, предупреждает знакомого об аресте и т.д.), или делает что-то не в духе времени,
не осознавая до конца последствий (например, организует филосовский кружок с откровенными
дискуссиями, при этом понимает, что риск есть, но жажда свободного общения сильнее, и надеется,
что всё же за такое не посадят), или когда человек независимо от своей воли оказался поставлен
перед прямым выбором, от которого никак нельзя увильнуть и выбор только "или-или" (принуждают
отречься от отца, вызвали в НКВД и принуждают подписать бумагу о стукачестве).
Тоталитаризм стремится подчинить себе всё и влезть в частную жизнь людей: в их отношения с
друзьями, в семье и даже с самими собой. Идеал в таком обществе - это разобщенные люди, которые
верят только власти, вождю, где разрушены горизонтальные связи, и любовь к вождю важнее любви
между людьми. Мы знаем об обсуждении измен в семье на партийных собраниях, о требовании отречься
от арестованных родителей (вмешательство государства в семью); об арестах кружков филателистов и
угрозе ареста при защите репрессированного друга (разрушение горизонтальных связей); о
принуждении к стукачеству или подписи под "расстрельным письмом" (стремление влезть в личность и
изменить её). И мы знаем массу примеров, когда люди сопротивлялись этому: тайно помогали
арестованным, не отрекались от родителей и мужей, отказывались доносить. И хотя такое
сопротивление сталинизму было скромным, часто тайным и незаметным, оно играло огромную роль.
Невозможно описать все случаи такого сопротивления, почти каждый, кто жил в то время, может
вспомнить людей, которые тайно или явно, часто рискуя, помогли ему в чём-то при столкновении с
государством. Но мы можем отметить наиболее распространённые направления такого сопротивления
сталинизму и привести отдельные примеры его (только отдельные примеры из тысяч или миллионов
случаев).
1. Литературные и филосовские кружки.
В атмосфере всеобщей подозрительности и доносов люди собирались и свободно рассуждали на разные
темы, желание свободно мыслить было невозможно убить совсем. Сейчас известно около 10 таких
кружков. Большинство их членов было потом арестовано.
Пример 1:
- Кружок Кузьмы. Москва, 1946-1949гг. Раз в неделю на квартире Анатолия Ивановича Бахтырева (друзья звали его Кузьма) собирались студенты и обсуждали литературные и философские вопросы. Политикой не занимались. Неофициальную литературу они покупали в букинистических магазинах (Ницше, Достоевского и др.). Но среди них был осведомитель, и в 1949г. 7 человек арестовали. В кружок входили помимо Бахтырева: Евгений Фёдоров (будущий писатель), Виктор Красин (будущий правозащитник), Феликс Карелин (осведомитель) и др.
Подробнее:
- Пока свободою горим.М: Пик, 2004
- Буббайер Ф. Совесть, диссидентство и реформы в Советской России.М:РОССПЭН, 2010, с.97
Пример 2:
- Кружок Б.Гаммерова. Москва, после войны. Это кружок студентов, размышляющих о будущем и о литературе. Арестованы были трое из кружка: Борис Гаммеров (фронтовик, учился на биофаке МГУ, писал стихи), Георгий Ингал (кандидат Союза писателей, хотя и молод, почти окончил роман о Дебюси), Вячеслав Добровольский. Всем дали 8 лет.
Подробнее:
- Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ.М:ИНКОМ-НВ, 1991,т.5, со с.531